Новости
25.11.2011
Аарон Болдуин: «Мы будем первыми. Иначе и не стоило начинать»

Или Идеология воронежского лидерства по-канадски

Александр Саубанов

Аарон Болдуин — гражданин Канады. Его квалификация как специалиста в сельском хозяйстве бесспорна. Работал в крупнейших международных компаниях, выращивал зерновые, помимо своей родной страны, в США, Австралии, Бразилии. Но нигде не видел такого сходства с канадской природой, почвами, климатом, как в России. Чтобы догнать в эффективности сельхозпроизводства своего западного двойника, нам, по его мнению, нужно не так уж много: инвестиции и разумная организация труда. Именно эти факторы Аарон Болдуин и пытается привнести в деятельность возглавляемого им ЗАО «РАВ Агро-Про».

Опыт – на экспорт
«РАВ Агро-Про» изначально была компанией с участием иностранного капитала. Но ее родина – Воронежская область, Ольховатский район. Там с 2005 года заработали первые две площадки – сельхозпредприятия «Юни», специализирующееся в растениеводстве, и «Нива» занимающееся хранением и продажей сельскохозяйственных культур. С них началось развитие холдинга в Воронежской области и его экспансия за пределы региона — в Орловскую, Ростовскую, Пензенскую. Сегодня «РАВ-Агро-Про» управляет 24 предприятиями, под контролем которых находятся более 165 тысяч гектар, реализуют крупные проекты в животноводстве.
К сожалению, по мере роста холдинга накапливались и проблемы. Очень разные стартовые условия предприятий, их территориальная разбросанность, неустойчивая погода и природные катаклизмы последних лет – все это привело к потере финансовой стабильности, когда за счет прибыльных предприятий приходилось поддерживать убыточные. Скоро стало ясно: новые масштабы бизнеса настоятельно требуют и новых подходов к управлению, и новых инвестиций. Их оказалась готова сделать международная инвестиционная группа PPF, «родом» из Чехии, которая уже реализовала в Европе и России множество успешных проектов в сфере финансов, производства и торговли. В России PPF является одним из крупнейших иностранных инвесторов. «РАВ Агро-Про», чьи акции выкупила в июле этого года чешская компания, станет первым ее проектом в сельском хозяйстве. В ближайшие годы PPF намерена вложит в воронежское предприятие несколько десятков миллионов долларов, отдавая приоритет животноводству.
На должность генерального директора инвесторы пригласили «русского канадца» Аарона Болдуина, который руководил аналогичным предприятием в Краснодарском крае.
— Конечно, Краснодар в сфере сельского хозяйства опережает Воронеж на 5-7 лет, — говорит Аарон Болдуин. — Но в условиях благоприятного инвестиционного климата воронежский регион имеет все возможности в ближайшие пять лет преодолеть этот разрыв. И «РАВ Агро-Про» намерено внести значительный вклад в решение этой задачи. Особенность момента в том, что заниматься оптимизацией существующей структуры и реализацией пионерных для России проектов с открытием новых площадок приходится одновременно. Да, это трудно, но мы, как это сказать по-русски? Да делаем вызов!
58 процентов пашни и основные активы у компании «РАВ Агро-Про» сосредоточены на территории Воронежской области. Здесь и основные животноводческие мощности 8,9 тысяч голов крупного рогатого скота, молочное стадо на 3,8 тысяч коров и 4 тысячи поголовья свиней. Сюда же пойдет и основной объем инвестиций.
Буквально в день нашей встречи два специалиста из Англии приехали в село Поповку Россошанского района, чтобы изучить положение дела в местном свиноводческом комплексе и дать рекомендации по модернизации производства. Разводить будут теперь новые породы свиней – ландрас, дюрок.
Кроме того, предполагается, построить новый современный комплекс и увеличить свиное поголовье в пять раз.

Корова другого качества
— Мистер Болдуин, насколько нам известно, вы не единственный иностранный специалист, работающий в компании на постоянной основе. Неужели в России нет профессионалов нужного уровня?
— Обычно специалист приезжает в Россию на 5-7 лет. Этого достаточно для реализации любого проекта.
-А есть такие, которые остаются?
-Конечно. Как я (смеется). А если серьезно… Мы, меняем процессы, осваиваем принципиально новые технологии для России – это дело требует не только знаний, но и практического опыта, который зачастую есть только на Западе. Например, трансплантация эмбрионов КРС. Сегодня в Россию ввозится множество элитных животных. Племенные центры не справляются с резко возросшим российским спросом, лидером которого уже сейчас является Воронежская область. Кроме того, это просто дорого: перевозка одной коровы из США обходится в пять тысяч долларов. В России же можно купить животное за тысячу долларов.
— Но это будет корова совсем другого качества!
— Это не важно, если она выступает в роли коровы-рецепиента или, проще говоря, суррогатной матерью. Если ей по особой программе пересадить яйцеклетки элитной особи, то мы получим потомство такого же точно качества, как, если б его выносила генетическая мать. Любая корова в лучшем случае произведет десяток телят за всю продуктивную жизнь. А технология трансплантации эмбрионов позволяет получить от пары элитных родителей сотни потомков. За короткий период создаются высокоценные маточные семейства и целые стада. И эта возможность особенно ценна для хозяйственника в России, где не приветствуется, когда происходит снижение поголовья.
Сейчас для воронежских хозяйств мы заказали первую партию эмбрионов, и уже в следующем году здесь получат высокопродуктивных бычков ангусской породы, которая считается эталоном в мясном скотоводстве- только из него получают деликатесное «мраморное» мясо. Точно так же будет прирастать и молочное стадо — мы завезем эмбрионы высокопродуктивных молочных коров с генетическим потенциалом 10-15 тысяч литров молока в год.
И уже нынешней зимой в Рамонском районе на базе предприятия «Заря» начнется строительство собственного генетического центра, где будут выращивать эмбрионы.
Таким образом, в течение ближайших пяти лет поголовье крупного рогатого скота – и мясного и молочного — доведем до 50 тысяч голов. И как минимум по этому показателю станем производителем номер один на воронежской земле.
— Это серьезно. Мы будем первыми. Иначе не стоило и начинать.

Перестройку начни с себя
Но это все в будущем. Главное, что идет сегодня, считает Аарон Болдуин, — это структурная перестройка, которая в итоге должна привести к созданию эффективного вертикально интегрированного холдинга. С прозрачной экономикой и «белой» бухгалтерией. Где каждое предприятие способно будет само производить вторичные инвестиции в свое производство.
Структурная перестройка — это то, что не видно глазам, но это фундамент новых проектов. Сегодня холдинг уже структурирован по четырем основным направлениям: «Растениеводство», «Животноводство», «Элеватор», «МТС». Благодаря этому во всех предприятиях холдинга реализуются общие подходы, общая стратегия развития. Например, во всех хозяйствах в будущем году будут внедряться стерневые сеялки. Они сберегают не только энергоресурсы, но и влагу, что особенно важно для южных районов области, позволяют значительно снизить затраты при производстве сельскохозяйственной продукции, что положительно отразится на экономическом состоянии компании.
Залог общей эффективности – работа подразделения, которое официально называется «Услуги». Но обиходное название «МТС», которое не задумываясь употребил Аарон Болдуин, даже точнее отражает суть его функций – оно централизованно обслуживает и ремонтирует все производственные активы «РАВ Агро-Про», внедряет новые технологии и обеспечивает оптимальную схему перевозок.
Растениеводы в этом году получили хороший урожай. Эффективно им распорядиться помогает подразделение «Элеватор» в Ольховатском районе общей мощностью 150 тысяч тонн. Он дает компании конкурентное преимущество перед хозяйствами, которые вынуждены продавать свою продукцию непосредственно с поля, либо арендовать складские емкости.
Но сегодня главное, что это создает кормовую базу для приоритетной программы- развития животноводства. В самой животноводческой отрасли будут выделены специализированные направления – например, по выращиванию телят.
По наблюдению Аарона Болдуина, ни в одной из стран, где он работал, нет такого уровня государственной поддержки животноводческой отрасли. Это, конечно, учитывается в бизнес-планах. С другой стороны российской спецификой является наследие советского прошлого — менталитет российского крестьянина, для которого «меньше работать и меньше получать» почти так же хорошо, как «больше работать и больше получать». Приходится ее преодолевать, воспитывая старые кадры и привлекая новых, молодых специалистов.
Такая «перестроечная» работа не отражается в расчетах, но она тоже идет.

Газета «Молодой Коммунар», № 131